Тель Азека (часть2)

Продолжение.

Начало истории тут.

Итак, со времени предыдущих удивительных событий (около 1200г. до нашей эры), развернувшихся у подножий Азеки, прошло около двухсот лет. И, как вы наверное догадываетесь, годы эти небыли спокойными. Что-бы понять обстановку, сложившуюся на тот момент в Израиле, придется сделать небольшое отступление, и вкратце (насколько это возможно) описать некоторые события, произошедшие за это время.

За прошедшие 200 лет, народ Израиля успел захватить и освоить обширные (однако далеко не все) земли древнего Ханаана, и сильно потеснить многие племена, населявшие его. Однако сам Израиль представлял собой далеко не единое целое. Собственно «народ Израиля» на тот момент был неким союзом, конгломератом двенадцати родов — колен. Не сильно сплоченных, зачастую враждовавших между собой, не имевших единого руководства, законов, системы управления, да и вообще ни одного признака нормального государства, в нашем сегодняшнем понимании. Все завоеванные земли были поделены между одиннадцатью коленами. Единственным связующим звеном между которыми, было двенадцатое колено — левиты, каста священников, не имевших своего собственного надела.

Как же из всего этого «восточного базара» могла сформироваться единая нация, спросите вы? Ну конечно, старым проверенным способом — что может объединить людей лучше, чем большая беда? И о такой беде для своих любимых чад, Господь, благословенно имя его, конечно позаботился. Пока евреи штурмовали древний Ханаан с востока, из за Иордана, в это-же время, с запада, из за моря, на Ханаанское побережье высадились те, кто оставит тут свой след на долгие столетия, и даже даст этой земле имя, дошедшее до наших дней — филистимляне (они же пылиштим, палестинцы).

Что-бы понять, что собой представляли филистимляне на тот момент, представьте себе, ну скажем англичан 19-го века, высадившихся в Индии. Все самое передовое, что существовало в древнем мире на тот момент, всем этим обладали филистимляне. Нация торговцев, мореходов, имевшая колонии и связи по всему Средиземноморью (т.е. считайте по всему тогдашнему миру). Нация, которая могла поспорить с самим Египтом, а через несколько столетий даже угрожавшая разрушить великий Рим! Помните Карфаген и Ганибала? Так вот, эти прекрасные люди высадились на средиземноморском побережье Израиля, и посвятили все последующие годы формированию евреев, как единой нации. И что удивительно, прошло три тысячи лет, и совершенно другие (но не менее прекрасные) люди, присвоив себе древнее имя — палестинцы, совершенно бескорыстно занялись тем же благородным делом — воспитанием у евреев чувства сплоченности и национального единства. Воистину — Господь не забывает свой народ!

Ладно, я отвлекся. Итак, за 200 прошедших лет филистимляне закрепились на побережье. Основали там военно-торговые поселения, превратившиеся в могущественные города-колонии, такие, как известные и сегодня Ашдод, Ашкелон, Газа, Гат. Их армии вторгались вглубь территории Израиля, периодически устанавливая там свое административное или прямое правление. Разобщенные еврейские племена бунтовали и сопротивлялись, с переменным успехом, но по большей части не слишком удачно. В какой-то момент, в очередной заварушке, они даже умудрились потерять свою самую главную реликвию — ковчег завета. На этом безрадостном фоне выделялись только периодические вспышки индивидуального героизма, самой известной из которых был подвиг Самсона. Впрочем, его историю я пересказывать не буду. Добавлю только, что помимо южного фронта и войны с филистимлянами, на севере, параллельно, еще проходили боевые действия против недобитых Хананеев. Как видите, ситуация для евреев была совсем не простая.

Надо сказать, что руководили народом, в ту эпоху, так называемые судьи. Это были авторитетные выдвиженцы из народа, по совместительству, зачастую, еще и пророки. Они разрешали споры. Учили людей уму разуму. Периодически назначали военачальников, возглавлявших ополчение, а в свободное от этих занятий время, занимались своими личными делами. Например пахали землю, выращивали скот, служили в храме. Одним словом — любители. Но вот ведь какое странное дело, будучи людьми заслуженными и авторитетными, они, почему-то, имели детей — редкостных негодяев. И это было бы их личной проблемой, если бы не склонность под конец жизни передавать власть по наследству.

И вот, один такой судья (как оказалось позже — последний из судей), пророк Самуил, который, к слову, занял свою должность «благодаря» тому, что сыновья предыдущего лидера, умудрились изгадить наследие отца… так вот, этот пророк, на старости лет назначил на различные руководящие посты (какая ирония) своих собственных сыновей. И чем, по вашему, они немедленно занялись на своих должностях? Конечно — воровством и коррупцией. Вот такая вот вечная история.

Но, еврейский народ не был бы еврейским народом, если бы из любой ситуации не мог найти блестящий выход. Как победить то, что победить в принципе невозможно — воровство и коррупцию? А давайте то что не законно, сделаем законным, например возьмем и назначим себе царя, поборы назовем налогами, взятки — пошлинами, сексуальное насилие — царским гаремом и т.д. Вот тогда все будет как у других народов — чинно, благородно, законно. И главное — не обидно. Он же царь, ему положено.

Вот с такой гениальной идеей народ и пришел к Самуилу. Назначай, говорит нам царя, и всё тут. Надо сказать, что Самуилу эта идея вообще не понравилась. Ведь до сих пор у евреев было, можно сказать, прямое Божественное правление. Ну конечно при посредничестве самого Самуила. А тут еще какой-то царь. Далее хотелось бы процитировать саму Книгу Книг, ибо текст сей настолько же прекрасен, насколько и вечен:

И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними. Как они поступали во всех делах со дня, когда вывел Я их из Египта, и до сего дня, и оставляли Меня, и служили иным божествам, так поступают они и с тобою. А теперь послушай голоса их, но предостереги их, и расскажи им об обычаях царя, который будет царствовать над ними… И пересказал Самуил все слова Господа народу, просившему у него царя, И сказал: вот каковы будут обычаи царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших возьмет он и приставит их к колесницам своим и к всадникам своим, и будут они бегать пред колесницами его; И поставит (одних) у себя тысяченачальниками и пятидесятиначальниками, а (другие) будут пахать пашни его, и жать жатву его, и делать ему воинское оружие и принадлежности для колесниц его. А дочерей ваших возьмет в составительницы (благовоний), в стряпухи и булочницы. А лучшие поля ваши и виноградники ваши, и масличные сады ваши возьмет он и отдаст слугам своим. И от посевов ваших и виноградников ваших возьмет он десятую часть и отдаст царедворцам своим и слугам своим. И рабов ваших, и рабынь ваших, и лучших ваших юношей, и ослов ваших возьмет он и использует для своих работ. Возьмет он десятую часть мелкого скота вашего; и сами вы будете ему рабами. И возопиете вы в тот день из-за царя вашего, которого вы избрали себе, но не ответит вам Господь в тот день. Но не хотел народ внимать голосу Шемуэйла и сказал: нет, только царь пусть будет над нами, Тогда будем и мы как все народы; и будет судить нас царь наш, и будет выходить пред нами и вести войны наши…

  • Проходят века. Человек побывал на Луне и подбирается к Марсу... А на склонах Азеки, как и тысячи лет назад, пасется скот.

Ну ладно. Ближе к делу. Итак, путем различных манипуляций Самуил назначает (помазывает на царство) первого царя — Саула. Тому же долго засиживаться и наслаждаться новым статусом не довелось, ибо враг у ворот. Право на царство Саулу пришлось доказывать в битвах. В одну из таких битв мы и застаем его у склонов Азеки:

Филистимляне же собрали войска свои для войны и собрались в Сохо, что в Иудее, и расположились станом между Сохо и (внимание) Азекой, в Эфес-Даммиме. А Саул и израильтяне собрались и расположились в долине Эйла и приготовились к войне с Филистимлянами. И филистимляне стояли на горе с одной стороны а и израильтяне на горе с другой стороны, а между ними — долина.

Ну а дальше происходит всем известная история — бой между Давидом и Голиафом. Где, с божьей помощью, герой, и, в будущем, новый еврейский царь, Давид одерживает удивительную и блестящую победу.

Всеволод Кисиленко.

ЯНВАРЬ 26, 2016

Доп. ссылки:

Тель Азека (часть1)
Галерея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.