Новый год настает. Еврейский Новый 5778 год!

«История всегда повторяется дважды — первый раз в виде трагедии, второй —  в виде фарса».

Этот вольный пересказ знаменитой Гегелевской фразы, как нельзя лучше подходит к описанию положения, сложившегося в современном Израиле накануне нового 5778-го года по еврейскому календарю.

И действительно, когда мы удивляемся, каким чудесным образом, наша формально-демократическая страна, управляемая выборной законодательной и исполнительной властью (т.е. властью народа), оказалась полностью подчинена некой касте людей, именуемых судьями, и напоминающей средневековый орден, со своими обрядами, иерархией и жестким управлением никому не подотчетной верхушкой… Когда мы говорим об этом, давайте вспомним, что израильский Высший Суд Справедливости, именуемый на иврите «БАГАЦ», самооблекшийся абсолютной властью в нашей стране, тем не менее является не новой, а всего лишь повторившейся в виде фарса древней еврейской судебной формой правления — Синедрионом
Более того, Синедрион, это практически последняя существовавшая форма еврейского самоуправления на земле Израиля, вплоть до его новейшей истории. 

Конечно, формальное сравнение этих двух систем многим покажется кощунственным. И действительно, если Синедрион выносил свои решения согласно четкой законодательной базе, в виде еврейской традиции, ведущей свое формальное начало от законов Моисея, полученных им на горе Синай, то современный Высший Суд Справедливости выносит свои решения даже не на основе английского или турецкого права (как рассказывают наивным неофитам), а исключительно и сообразно внутреннему мироощущению судьи, основанному на его личных представлениях о добре и зле, о происхождении которых,  нам остается лишь догадываться.

Впрочем сейчас, в преддверии еврейского Нового Года  (Рош а-Шана), во всем вышесказанном нас интересует не призрачная «справедливость» Суда Справедливости, а удивительный факт тяги еврейского народа к этой самой справедливости (отсюда — и к судебной форме правления). Этот фантом, призрачный и недостижимый, но такой близкий и желанный — и есть та самая «национальная идея», за которой наш народ, на свое счастье или беду гоняется сквозь тысячелетия.

Наверное самым ярким примером этой квази-идеи (превращенной «БАГАЦем» в знаменитую формулу «подсудно все»), является еврейский календарь.

Если календари большинства народов мира имеют четкую циклическую форму, привязанную, как правило, к движению того или иного светила, то в традиционном еврейском календаре, смена месяцев и годов происходит не по «велению звезд», а по… решению еврейского суда. Да да, именно суда! Причем не формального, а настоящего, по всем правилам — с допросом свидетелей, рассмотрением показаний, вынесением вердикта — можно ли этим показаниям доверять, и приговором. В зависимости от решения суда, в месяце может быть 29 или 30 дней, а в году может быть не 12, а 13 месяцев! Решение суда не было известно заранее. Его вынесения ожидали евреи как в земле Израиля, так и в многочисленных диаспорах. Известие о наступлении нового месяца или года требовалось доставить как можно скорее в самые отдаленные уголки Земли. 

Глава современного еврейского хасидского дома («Адмор») в окружении учеников, после молитвы у Котеля.
Фото: Всевололд Кисиленко.

Впрочем, в конце концов, в жизни еврейского народа наступил момент, когда выполнение Синедрионом своих обязанностей по исчислению календаря стало невозможно. Дело в том, что судьи Синедриона получали свои полномочия («Смиху«) от предыдущих судей, сохраняя таким образом традицию и знания со времен Моисея. Когда в Риме, владевшем в те времена Иудеей, официальной религией стало христианство, ее последователи, до того будучи самыми гонимыми людьми империи, придя к власти, немедленно обрушились с репрессиями на исповедовавших иудаизм евреев. Изучение Торы оказалось вне закона. Особому запрету подвергся обряд посвящения, или «смихи» новых судей. За проведение этой церемонии, смерти предавались не только ее участники, но и все жители города, в котором она проходила. Таким образом должна была прерваться связь времен, и утеряны традиции и праздники еврейского народа.

Нельзя сказать, что предыдущие, языческие правители Рима пылали к Израилю большой любовью. Для большинства из них, Израиль был источником постоянной смуты, а «непонятная религия» — личным оскорблением, поскольку упрямые евреи, в отличие от других народов, никак не соглашались признавать очередного императора, едва взошедшего на престол, богом. 

Для христиан же, иудаизм был идеологическим врагом, способным подорвать его основы, и потому подлежащим уничтожению. Первый христинаский император Римской Империи Константин, с удвоенной энергией взялся за «дело язычника Адриана» — гонения на евреев. А наступивший после Константина кратковременный «ренессанс» во время правления Юлиана «отступника», стал последней для евреев Израиля «светлой полосой» на долгие века. Впрочем, в те времена еврейская община Израиля и так была уже слишком мала и значительно уступала процветавшим общинам Вавилона и Александрии.

В этих условиях, сохранение еврейского календаря, как и существование самого Синедриона оказалось под угрозой. У судей не осталось иного выбора, как рассчитать и записать календарь, не требовавший до селе вообще никаких расчетов, на тысячи лет вперед. Вот тут то и оказалось, что «примитивная» на первый взгляд система летоисчисления, способна предсказать фазы новолуния с точностью современных компьютеров. Средняя длина лунного месяца, известная еврейским мудрецам, отличается от компьютерных расчетов на 0,51 секунды. А если учесть, что современное среднее значение лунного месяца имеет погрешность в пол секунды на 2000 лет, то древние еврейские вычисления можно считать абсолютно точными. 

В заключение, хочу пожелать всем своим читателям счастливого нового года и наилучшей записи в «Книгу жизни»!

!שנה טובה ומתוקה

Фото: Всеволод Кисиленко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.