Корабли из железа и… бетона

Стоит ли удивляться тому, что человечество забыло, как 5000 лет назад строило пирамиды, если мы не помним происходившее с нами, мгновение (по историческим меркам) назад?
Многие ли из нас, например, помнят или слышали о том, что еще совсем недавно люди строили корабли из железобетона?! Сегодня это воспринимается как некий нонсенс. Между тем, если вспомнить школьный курс физики: «тело плавает, если масса вытесненного объема воды равна массе тела», то в этом нет ничего удивительного.
Первые бетонные лодки, в 50-х годах 19-го века стал строить французский инженер Жозеф Луис Ламборт. Он создавал их из проволочного каркаса, который обмазывал бетоном, что собственно и послужило прообразом современного «железобетона». Однако изобретение почему-то не прижилось. В итоге, в 1867 году «железобетон» запатентовал французский садовник Монье. По этой технологии он изготавливал цветочные кадки. А арматуру, скреплявшую бетон, он назвал  «железом Морье». Спустя 8 лет, Ламборт все-таки представил свою лодку на Всемирной выставке в Париже, где она произвела настоящий фурор. Вслед за этим, парусные лодки и яхты по «железобетонной» технологии стали строить и европейцы и американцы. 
Главными достоинствами нового материала были его дешевизна, прочность и простота в изготовлении. По этой технологии строить корабли могли даже неквалифицированные рабочие.
Настоящий прорыв в железобетонном кораблестроении произошел в 1917-м году, когда норвежский инженер Николай Фегнер построил по этой технологии первое самоходное судно.

S.S. Atlantus

Вслед за ним самоходные суда стали строит американцы. Пожалуй наиболее знаменитое из них  — Атлантус. Судно строилось для использования во время Первой мировой войны, однако было спущено на воду лишь в декабре 1918-го, через месяц после ее окончания. Корабль успел поучаствовать в переброске американских солдат из Европы на родину. В 1926-м году, во время шторма, судно потерпело крушение в 150-и метрах от берегов Сансет-Бич, и превратилось в туристический аттракцион для ныряльщиков.

Во время 2-й мировой войны американцы построили 24 железобетонных корабля и 80 барж. Этот материал с успехом служил заменой дефицитной стали.

Суда типа «Liberty»

Дешевые суда типа «Liberty» предназначались для кратковременного использования, так как имели высокие шансы быть потопленными немецкими субмаринами. Однако, благодаря тому, что железобетон не подвержен ржавению, некоторые из них сохранились до сих пор, и используются например в качестве плавучих пирсов.

Во время ВОВ, сталь была дефицитом не только в США, но и в СССР. И российские корабелы так-же строили суда из железобетона. Одно из них стоит сейчас на приколе в рижском порту Волери.

Железобетонное судно в рижском порту Волери.

Железобетонное судно «Quartz» было использовано американцами во время ядерного испытания на атолле Бикини.

«Quartz»

В 1926-м году, железобетонное грузовое судно Сапона было выброшено штормом на риф в 4 милях к югу от острова Бимини на Багамах.

S.S. Sapona

Во время Второй Мировой Войны, его использовали как мишень для стрельбы авиации и флота. 5 декабря 1945 года, после бомбежки судна Воздушным Эскадроном 19, все самолеты, участвовавшие в учениях, бесследно пропали в районе бермудского треугольника. После этого, использование Сапоны было запрещено.

Бетонный катер в Выборге. На берегу, не далеко от замка.
Железобетонный корабль на реке Луга.
Нефертити — парусно-моторная крейсерская яхта, построенная из армированного цемента в начале 70-х годов прошлого века. Базируется на территории центрального яхт клуба г. Нижний Новгород.
Корабль СС Пало-Альто на Сиклифф Штат Бич, штат Калифорния.
Крупнейшй 130 метровый нефтяной танкер СС Сельма, спущенный на воду в 1919 году. Сегодня, его обломки остаются частично затопленными в заливе Галвестон в Техасе на побережье Мексиканского залива

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.